Как российский автобизнес противостоял санкциям

«Новые условия». Как российский автобизнес противостоял санкциям

Несмотря на санкции, закрытие и заморозку значительной части автозаводов, российский автобизнес смог выжить. К концу 2022 года в стране открылось несколько новых производств: какие машины теперь будут продавать в России

 

Первая половина 2022 года стала для российской автомобильной промышленности периодом больших испытаний. Из-за введенных Западом санкций ввоз отдельных автомобильных комплектующих напрямую оказался запрещен, поставки других стали невозможны из-за нарушения логистических цепочек.

Многим иностранным автокомпаниям, включая европейские и японские, напрямую запретили инвестировать в российскую экономику. В результате автомобильные сборочные заводы, которых в последние десятилетия в России появилось немало, весной прошлого года еще поработали на остатках уже ввезенных машинокомплектов, но к середине года почти все из них остановились.

Традиционный российский автопром оказался не в сильно лучшей ситуации. Так, из-за прекращения поставок ключевых компонентов из Европы были остановлены сборочные конвейеры «АвтоВАЗа». Спустя несколько месяцев производство удалось восстановить, но пока это касается только максимально локализованных моделей. Не все модели Lada, которые можно было купить год назад, вернутся в автосалоны, а другие вернутся только после того, как будут найдены альтернативные поставщики недостающих компонентов.

Во второй половине года часть оставленных иностранцами заводов оказались в руках российских собственников. Те, в свою очередь, быстро объявили о перезапуске производства. Правда несколько неожиданным способом — с участием зачастую неназванных иностранных партнеров.

О том, что российская автомобильная промышленность нашла способ функционировать в новых условиях и постепенно к ним адаптируется, заявил Autonews.ru независимый эксперт по автопрому Владимир Беспалов. «Наиболее сложная ситуация сохраняется в легковом сегменте, но и здесь заметны определенные положительные сдвиги. Тем не менее задача создания собственных технологий и компонентной базы остается актуальной», — сказал эксперт.

«Москвич» вместо Renault и Lada вместо «Ниссанов»

Одним из примеров нового этапа российского автопрома стало возвращение марки «Москвич». Схема, которую затем повторили и некоторые другие российские компании, выглядит так.

Предприятие Renault в Москве, которое, напомним, изначально было размещено в так и недостроенном заводе двигателей при «Москвиче», было продано правительству Москвы. Партнером нового предприятия стал отечественный «КамАЗа». И уже в 2022 году там начали собирать новые «отечественные» автомобили.

Но именно что собирать. К продукции концерна Renault новый модельный ряд «Москвича» не имеет никакого отношения, а представляет из себя копии китайских автомобилей JAC. Причем сами китайцы выступают в данном проекте исключительно поставщиками машинокомплектов и к российскому производству отношения стараются не иметь — напомним, что за инвестиции в российскую экономику грозят санкциями.

Параллельно на «КамАЗе» ведется разработка собственных легковых автомобилей, которые со временем должны заменить китайцев на конвейере столичного предприятия.

Источник